Общественное движение в защиту Науки, Искусства, Культуры, Образования и прогрессА в России 

 

"НИКА"

...мы должны понимать, что человек получил от природы в качестве преадаптации совершенный аппарат познания - человеческий мозг. Мозг этот является  орудием развития Мира, и человек ответственен за направление этого развития.

Home Власть в стране Страница 2 Страница 3 Страница 4 Страница 5 Страница 6 Страница 7 Страница 8 Страница 9 Страница 10 Страница 11 Страница 12 Карта сайта

 

 

Реформы, #безграмотно, безответственно и бездарно проводимые в стране, больнее всего ударили по слоям общества, наиболее удаленным от течения денежных потоков. Философия #псевдодемократии и псевлолиберализма, практика #криминал-монетаризма, возникшие на развалинах марксистско-ленинской идеологии пришедших к власти сил, сформировала крупные группы политиков, финансистов, различного рода "менеджеров", отличительной особенностью которых стала "жадность до чужого". (Назовем ее философией "жаддучей"- философией людей, жадных до чужого.) Иными словами, к власти пришли люди, "жадные" не до творческой, продуктивной деятельности, но озабоченные безвозмездным присвоением созданного другими. На фоне этой идеологии развилось нежелание оплачивать услуги тех, кто стоит хотя бы на пядь в стороне от обслуживания их частных сиюминутных интересов, услуги тех, чья работа обеспечивает существование всей инфраструктуры современного общества – работников науки, искусства, культуры, а также системы государственного устройства – служащих органов образования, здравоохранения, общественной безопасности, армии, флота и т. д.

Принятие ошибочной теория общественного развития, исходящей исключительно из экономических предпосылок, игнорирующей социальную и биологическую составляющие хозяйственных структур, разрушение действенных связей между различными секторами народного хозяйства привело к тому, что реформы вылились в погоню за личной выгодой отдельных лиц. Реформаторами оказались забыты не только те представления и надежды, с которыми общество приступало к периоду реформ, но и достижения многовековой борьбы основной части общества за экономические и политические права – за достойную оплату труда, за восьмичасовой рабочий день, за возможность работы и отдыха, медицинской помощи и т. д. Оказались забытыми даже коренные общечеловеческие ценности. Сколько говорилось о том, что не должно счастье даже многих создаваться "ценой слезинки хотя бы одного ребенка". Сколько слов было сказано о том, что бюджет не должен наполняться "алкогольными деньгами" (и совсем недопустимо, если эти деньги идут в частные руки), что он не должен базироваться на торговле оружием, что будущее общество должно быть обществом торжества справедливости, разума, свободы и т. д. Наконец, общий настрой общества накануне перестройки и в ее начале был направлен на обретение #свободы отнюдь не любой, но именно продуктивной, созидающей деятельности. У основной массы населения, избиравшей новую власть, воспитанной в традициях российского менталитета, российской культуры, российского народничества, российского либерализма и российской социал-демократии, и в мыслях не могло быть, что свобода деятельности может быть связана со свободой безвозмездного присвоения чужого, со свободой бандитизма и коррупции, свободой разрушительного воздействия властных и финансовых структур на хозяйственную жизнь общества, да и на жизнь вообще, в ее биологическом смысле. Все эти и подобные им интересы общества оказалось вне сферы интересов власти.

 
Поскольку в условиях выбранного правительством курса реформ возможность осуществления кажущихся необходимыми преобразований кажется маловероятной, наше движение считает необходимым: вести всестороннюю теоретическую разработку вопросов обществоведения, экономики и политики; осуществлять усилия по практическому применению полученных выводов, доводя их до практического применения; добиваться смены курса реформирования, основанного на многократной оплате населением проводимых преобразований, признания и возврата приватизационных долгов, долгов по коммунальной реформе, исходя из биологически обусловленных возможностей и потребностей человека перейти к незамедлительному улучшению возможности продуктивной деятельности и условий жизни населения страны и т. д.
 

Примечания

 
Существует довольно распространенное мнение, что страну разрушают чрезвычайно умные, грамотные и удачливые мерзавцы. Придерживаться такого мнения как всеобъемлющего и всеобъясняющего было бы неверно. Во-первых, это противоречило бы очень важному принципу, выпестованному на пути развития нашей цивилизации и получившему в юриспруденции название "принцип презумпции невиновности". Важность его состоит не только в том, что применение его до некоторой степени может воспрепятствовать наказанию невиновных. Основная его ценность состоит в том, что этот принцип изначально предполагает существенной общую тенденцию развития мира в сторону позитивного продуктивного устройства и, значит, наши усилия по его усовершенствованию могут быть не напрасными. Конечно, среди массы иностранных советников, предложивших свои услуги в период перестройки, не могло не быть работников спецслужб или просто людей недоброжелательных, недобросовестных или аферистов. Их работа несомненно должна быть отслежена соответствующими службами нашего государства, а ее последствия устранены.

Но, к сожалению, одним из печальных элементов наследия предыдущего этапа развития нашей страны явилось уничтожение многих наук обществоведческого круга или однобокое, искаженное разнообразными запретами развитие остальных. Так что грамотных, знающих политиков, обществоведов, экономистов, знакомых с особенностями реальной экономики и жизни общества не советского типа, у нас быть просто не могло. (К тому же обвинение в безграмотности – наименее тяжкое из обвинений, которое может предъявить общество руководству страны. Те из них, кто претендуют на роль грамотных политиков и высококлассных специалистов, должны понимать, что в этом случае им должно быть предъявлено обвинение в преднамеренном уничтожении огромных материальных ценностей и жизней миллионов людей.)

На то, что реформы проводятся безответственно, указывает то, что у власти нет даже попытки оценить гуманитарный, экономический или моральный ущерб, нанесенный реформированием населению и экономике страны. И не последнее значение при этом имеют психологические факторы. Психика человека устроена таким образом, что блокирует обращение к неприятным, травмирующим фактам, а они таковы, что осознание их несовместимо по крайней мере с продолжением политической деятельности, с продолжением столь удачно складывающейся карьеры. Поэтому нереально ожидать от власти адекватной оценки своей деятельности. Выходом из этого положения может быть постоянная, настойчивая внешняя критика ведущейся политики. Но это не должно быть критикой, ведущейся со стороны традиционных оппонентов коммунистов, устроившихся у новой власти коммунистами, оставшимися не у дел. Это должно быть критикой со стороны нашей несостоявшейся демократии и настоящего несостоявшегося либерализма, а еще лучше – социо-либерализма, социал-демократии и новых научных направлений обществоведения. И результатом ее должна быть не замена одних "лучших из совсем негодных" на других столь же не соответствующих требованиям времени. Эта критика должна способствовать формирование конкретных предложений по преодолению кризиса, способствовать формированию нового общественного мнения и созданию корпуса политиков "новой волны".
При этом, однако, не следует забывать, что нередко действия собственных правительств могут оказаться для страны более опасными, чем нашествия завоевателей. И самая большая опасность, которая грозит сейчас нам, - это инерция, когда правительства или правители не успевают менять курс при изменении складывающихся обстоятельств. Это отмечается даже для таких динамично развивающихся стран, как США. И там курсы политики меняются только со сменой президентов. А для России постоянное опаздывание с реформами политическая инерция - настоящее бедствие. И сейчас уже давно пора менять содержание и направление реформ, а страна все движется и движется уже в неверном направлении, в направлении построения монополистического капитализма, к тому же еще компрадорского типа, когда интересы отечественного капитала оказываются связанными с иностранным финансовым капиталом и политическими интересами зарубежных государств.
 

Чтобы понять, что власть у нас только прикрывается демократической фразеологией, не вдаваясь в существо понятия демократии, достаточно ответить на вопрос: мог ли народ поручить власти разорить себя, поставить на многие годы и даже десятилетия на грань нищеты, лишить себя условий нормального существования и при этом наградить власть предержащих стотысячными окладами, парламентской неприкосновенностью и глубоким уважением, с которым к власти следует относиться?

В области политики подмена одних понятий другими, изменение смысла терминов, наблюдается достаточно часто. Но это происходит тогда, когда власть преследует какие-то свои, неизвестные непосвященным цели. Когда же президент якобы демократического государства не таясь, во всеуслышанье заявляет лидерам партий, проигравшим на выборах, что хотя народ и отказал им в доверии, он найдет возможность "использовать их "драгоценный" опыт", в то время как избиратели как раз этого бы и не хотели, то можно думать, что он просто не понимает, что требуется от представителя власти в демократическом обществе. Такому образу правления приложение термина "демократия" недопустимо. Его с полным правом можно назвать псевдодемократией. (Если говорить более строго, то постольку, поскольку в стране имеются элементы выборности законодательных органов, определенная свобода высказываний, правильнее говорить не о псевдодемократии, а о ее зачаточном, эмбриональном состоянии. Разовьется ли она в полноценный организм или снова погибнет, будет зависеть от наличия и активности зрелых демократических сил в обществе.)

Приватизационные реформы в стране имеют все юридические признаки аферы. И если мы назовем их приватизационной аферой, то сразу сможем более правильно взглянуть и на ряд других вопросов. Так, основную часть населения придется назвать не малоимущими и должниками, а потерпевшими, а должниками у них являются новые владельцы, не расплатившиеся за полученное имущество. Самих же приватизаторов (т. н. "правящую элиту") придется рассматривать как аферистов, или, что более правильно, как безграмотных, безответственных и бездарных руководителей, не выполнивших взятых на себя обязательств. Власть в стране, где на словах провозглашена приверженность принципам демократии, а на деле не выполняются основные ее требования, видимо, должна считаться псевдо-демократичной.

Среди различных направлений либерализма есть и достаточно "людоедские", и весьма привлекательные. Первые были более распространены в 19 в. в англоязычных странах. В России же, как и в остальной континентальной Европе, преобладали взгляды социо-либеральног, можно видеть из сатирических стихов Д. Давыдова, относящихся к 30-м годам 19 в.

Каждый маменькин сынок,
Всякий обирала,
Модных сплетен дурачок
Корчит либерала.

Позднее у Н. А. Некрасова в "Медвежьей охоте" про либерала можно прочитать:

 

. . . Честный по натуре,

Он был аристократ, гуляка и лентяй.

Избыточно снабженный всем житейским,

Следил он за движеньем европейским. . .

Как видно, в российской традиции либерал как раз противопоставлялся различного рода "рвачам и выжигам". Их могли называть "мягкотелыми либералами", к ним применялось понятие "лишний человек", но ворами их не считали. (Исключение составляли большевики, полагавшие необходимым считать экспроприаторами, подлежащими экспроприации, всех обеспеченных людей в стране.) Современных же российских "либералов" в кавычках ворами мало кто не почитает.

 

Вообще, если обратиться к "отцам" европейского либерализма, Локку, Монтескье, можно увидеть, что основой либеральной частной собственности у них считается собственность, созданная трудом владельца, собственность, которая без этого труда просто бы не существовала. Именно поэтому они полагали, что ее необходимо считать неотъемлемой. Неоплаченная современными российскими приватизаторами собственность никак не может считаться либеральной частной собственностью. То "трепетное" отношение к приватизированной чужой собственности, которое характерно для современных российских "либералов", выводит их за пределы современного либерализма. Поэтому более правильно называть их псевдолибералами. А ведь проблема решается достаточно просто – надо начать расплачиваться за полученное. Не удалось расплатиться с помощью ваучеров – необходимо разработать другой способ. Вряд ли эти долги общество простит. (Вообще же, отношение к частной собственности даже среди либералов неоднозначно. Так во французской "Декларации прав человека и гражданина " необходимость защиты частной собственности выделена отдельным пунктом. Однако, в "Декларацию независимости" либеральной Америки пункт об особой роли частной собственности после специального обсуждения включен не был. В России вопрос отношения к частной собственности, конечно, требует современного рассмотрения.)

В связи с этим не безынтересно дать определение понятие "свободы"

У нас в стране хорошо известно, восходящее к Гегелю энгельсовское определение свободы как "осознанной необходимости". В "Философском энциклопедическом словаре" 1983 г. издания это определение дано в несколько ином виде: "способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на признание объективной необходимости".

Интересное направление разработки этого понятия можно найти в работе И. Пригожина и И. Стенгерс: "Всё есть взаимодействия, и обратное – взаимодействия есть всё. Если бы в неживой природе была свобода, т. е. не было бы всепроникающих и всеохватывающих взаимодействий, то не было бы ни жизни, ни самоорганизации".

Философы дают огромное количество определений понятия "свобода". Приведем хотя бы одно из последних. И. А. Егоров свободу (человека и человечества) понимает как противостояние, оппозицию человека (его сознания) и мира. (Вопросы философии. – 2000. №3. С. 4.)

А теперь, оставив в стороне космогонические и абстрактно-философские подходы, попытаемся взглянуть на вопрос с точки зрения обществоведения и биополитологии. Стремление к свободе, к которой на протяжении тысячелетий испытывает человечество, обусловлено внешними причинами или внутренним стремлением человеческой природы? Ответ не так прост. В истории имеется множество примеров отказа от личной свободы ради возможности продолжать существование. Но в пределах обеспеченного существования сразу возникает желание освободиться от излишних ограничений. Но именно от излишних. Рассуждаем дальше. Можно ли говорить о свободе для разбоя на дорогах или свободе обмана и аферизма, свободе преступных мероприятий? Видимо, возможность такого рода деятельности в понятие "свободы" в обществоведческом плане не входит. В разделе, посвященном концепции натализма, нами дается биополитологическое определение понятия "культура". "Культура есть система правил поведения, запретов, система идентификационного поведения и совокупность материальных объектов (артефактов), продуцируемых носителями этой культуры, создаваемых для обеспечения существования (и комфорта) определенными сообществами живых существ. Подгонкой этих правил к условиям, изменяющимся со временем, занимается контркультура. Борется против единства "культуры – контркультуры", и, следовательно, против возможности существования сообщества – антикультура.

Исходя из подобного определения культуры как системы правил, обеспечивающих существование вида, можно сказать, что свобода, в обществоведческом плане, есть возможность незатрудняемого властными структурами действия отдельных лиц в рамках культуры – контркультуры. И в таком случае до некоторой степени можно согласиться с тем, что "в самом общем виде свобода выступает как способ становления и существования Человека" (И. А. Егоров, там же.) Однако, необходимо заметить, что человек достаточно длительное время может существовать и как организм не с БОЛЬШОЙ, как написано у автора этого определения, а с маленькой буквы. В истории человечества существовали длительные периоды, когда даже многочисленные общины процветали, подавляя свободу других. Для обозначения незатруднительного произведения разрушительных для общества действий необходимо предложить другой термин.

 
Монетаризмом является экономическая система, оперирующая товарно-денежными отношениями и в значительной мере игнорирующая биосоциальную составляющую хозяйственных отношений. У нас принят худший из вариантов монетаризма. Его можно назвать криминал-монетаризмом. Он характеризуется тем, что один из субъектов товарно-денежных отношений (в нашем случае основная масса населения) лишается финансовых средств, в то время, как другие – государство и хозяйствующие структуры – требуют от них денег в постоянно возрастающих объемах. Преступная сама по себе, такая система постепенно криминализирует все общество.
 
Обновление: 04.01.2005
Используются технологии uCoz