Общественное движение в защиту Науки, Искусства, Культуры, Образования и прогрессА в России 

 

"НИКА"

...мы должны понимать, что человек получил от природы в качестве преадаптации совершенный аппарат познания - человеческий мозг. Мозг этот является  орудием развития Мира, и человек ответственен за направление этого развития.

Home Власть в стране Страница 2 Страница 3 Страница 4 Страница 5 Страница 6 Страница 7 Страница 8 Страница 9 Страница 10 Страница 11 Страница 12 Карта сайта

 

 

РАЗДЕЛ 2.

 

 Развернутое изложение биополитологической концепции

 

 

 Содержание

 

1. Натализм (К обоснованию биополитологической концепции общественного устройства)

2. Элементы биополитологии и сциентизма

3. Краткий биополитологический словарь

 

 

 

 В. С. Степанов

 

 

 НАТАЛИЗМ

 

(к обоснованию биополитологической концепции общественного устройства)

 

 (В сокращенном варианте опубликовано в журн. "Клио" (С-Пб) No 2(5) 1998 г. Стр. 331-333.)

 

Содержание:

 1. Введение.

 2. Особенности настоящего момента.

 3. Современное состояние политологиии.

 4. Концепция натализма

 5. Элементы экономической программы натализма.

 6. Границы "наталистической" опеки.

 7. Приложение I. О роли и месте искусства в концепции нататалистического государства.

 8. Приложение II. Проэкт платформы наталистической партии.

 

 

 

 1. Введение.

 

 История показала, что народы, населяющие пространства нашей Родины могут в буквальном смысле сдвинуть с места горы, победить любого врага, защитить себя и мир от любых реальных опасностей, если перед ними будут стоять ясно осознаваемые цели и они не будут лишены возможности приступить к работе по их достижению.

К сожалению сейчас сложилась такая ситуация, когда большинство людей оказались лишенными и первого и второго из условий, необходимых для их деятельности. У руководителей страны нет ясного представления о том в какую сторону и каким образом должно развиваться государство. У основной массы населения нет средств для развертывания какой-либо продуктивной работы. У тех немногих, у кого эти средства имеются нет уверенности в том, что их можно будет сохранить и приумножить, вкладывая деньги в экономику страны. Плохо разработаны и механизмы подобной инвестиционной деятельности.

 

Не последнюю роль в постановке цели , в разработке путей ее достижения и в отыскании средств для движения вперед играют теоретические разработки наук политологического ряда. Одной из них является биополитология - одно из самых молодых ответвлений естественнонаучной политологии или сциентизма. Ее целью является разработка теоретических вопросов построения государства отвечающего возможностям и потребностям человека, как био-психо-социо-интеллектуально-культурного существа.

 

 

 

 2. Особенности настоящего момента

 

 Чтобы разобраться в современной политической ситуации в стране а также понять причины, по которым появилась данная работа, надо вспомнить наше недавнее прошлое.

Население нашей державы , как только появилась первая возможность, бросилось вон из объятий тоталитарного государства, на первых порах даже не представляя себе в какую сторону следует двигаться. Основная идея этого периода для большинства заключалась в том, чтобы убежать как можно дальше от той тюрьмы, в которой находились в течение семи десятилетий.

Спасающиеся вместе с остальным народом представители коммунистической власти, под угрозой развязывания гражданской войны, предложили спасаться вместе и подсунули знакомую им альтернативу "советского социализма" - капитализм. Но знакомы они были не с тем реально существовавшим укладом жизни, сложившимся в той или иной европейской стране, где относительное благополучие было достигнуто сотнями лет трудов, развития и борьбы народа за более или менее приемлимый образ жизни, тысячами притирок и компромиссов между интересами различных слоев общества.

 Руководителям, как впрочем и всему остальному населению, была известна единственная модель капитализма, выпестованная в недрах высших партийных школ и академий общественных наук и специально предназначенной , конечно не для жизненных потребностей, а для осмеяния и побивания камнями на занятиях по политучебе. (В стране, конечно, были институты, изучавшие зарубежные страны и было даже некоторое количество здравомыслящих ученых, но речь идет о массовом политическом сознании как руководства, так и рядовых граждан.) 

Эту карикатурную модель западного общества с благословения мало знакомого с сутью дела населения, десятилетиями содержавшегося в полной изоляции от информации об общественных процессах идущих во всем мире и приняли к исполнению. Очень легко и быстро она трансформировалась в уже совершенно неприличный вариант дикого, криминального, неуправляемого общества в котором мы с вами и вынуждены теперь существовать. Определенную роль в выборе пути сыграли и зарубежные как доброжелатели, так и недоброжелатели России как сильного государства.

Причин такого печального положения вещей достаточно много. Развитые страны, на которые во многих отношениях нам приходится равняться также шли к своему благополучию через войны и кризисы, народные бунты и революции, эмпирическим путем через совершение ошибок и их последующее исправление, а не путем теоретических изысканий.

Тем не менее разработке социологической и политологической теорий там уделяется очень большое внимание. И особенно большое значение придается им в наиболее развитой из этих стран Соединенных Штатах Америки.

3. Современное состояние политологии

 

 Современная политология развивается в двух основных руслах. Во-первых это традиционное направление, продолжающее философские традиции обществоведения и получившее название гуманитарной политологии (от лат. humanites обозначение наук гуманитарного направления). И, во-вторых, естественно-научная политология или сциентизм (от лат. scientia область знания естественно-научного цикла). Последнюю также можно разбить на два потока естественно-научную историко-социологическую политологию и биополитологию (чаще называемую биополитикой).

 

Последнюю не следует смешивать с ее ранним предшественником социал-дарвинизмом, базировавшемся на еще слабо разработанных незрелых представлениях теории биологической эволюции и более поздней социобиологией.

Социобиология, к сожалению, также положила в основу своих теоретических построений полуторо-, двухвековой давности идеи о борьбе за существование как двигателе прогресса. При этом любопытно наблюдать, как все сторонники этих идей, начиная с Мальтуса, стараются в угоду теоретически выведенному ими заключению представить биологическую сущность человека, находящегося в нормальных, не экстремальных условиях, как сущность агрессивного "зверя", и как, в то же время их собственная человеческая сущность восстает против подобной трактовки и они не желая отказаться от своих, кажущихся им справедливыми теорий, начинают выстраивать вокруг них лес идей гуманистического характера, долженствующих смягчить, как им кажется совершенно неприемлемую для общежития, придуманную ими же самими "природу" человека.

При этом их собственные гуманистические взгляды, как и взгляды их предшественников на этом поприще, указанные исследователи к природе человека не относят, видимо полагая, что идеи эти родились на другой планете и к людям отношения не имеют.

Не вдаваясь в дальнейшую дискуссию, отметим, что биополитология, по крайней мере в нашем понимании, рассматривает процесс развития, не как борьбу противоположностей и не как выживание наиболее приспособленных, а как процесс освоения пространства возможностей. При этом борьба за выживание, естественный отбор, и даже так любимая некоторыми "конкуренция" являются только одними из многих механизмов, участвующих в процессе развития. Они могут иметь на разных его этапах разное значение и, конечно, в разумно построенном обществе могут и должны быть регулируемы.

 Для существования современной биополитологии как науки политологического и социологического планов имеются, по крайней мере три важные предпосылки.

 Во первых и объектом и субъектом деятельности политики является человек - существо несомненно биологической природы. Его потребности и желания, основы социальной и духовной деятельности определяются его биологической (биохимически-физиолого-психо-социо-интеллектуально-культурной) сущностью. Можно сказать, что игнорирование ее разного рода социальными реформаторами приводило к краху их реформы.

 Во вторых, как биологические, так и социальные и политические структуры представляют собой так называемые сложные системы, обладающие некоторыми общими законами развития. Правильно проводимые аналогии между ними могут оказаться полезными для обеих отраслей знания.

 И, наконец, в третьих, биополитология, как ни какая другая наука политологического цикла может использовать в своих исследованиях биоэпистемологический (биопознавательный) подход. Поскольку эта область знания еще менее известна, чем сама биополитология , необходимо, хотя бы кратко на ней остановиться.

 Отцом современной биоэпистемологии является известный австрийский биолог, исследователь жизни животных Конрад Лоренц. Сам термин состоит из двух смысловых частей: эпистемология - теория познания (в англоязычной традици)и приставки био-, указывающей на причастность этой отрасли теории познания к кругу биологических наук.

 Суть биоэпистемологического (биопознавательного) подхода к природе вообще, природе человека и к политике в частности, состоит в следующих двух положениях. Во первых сам когнитивный то есть познавательный аппарат человека его мозг, способ его работы, приводящий к адекватному, рациональному поведению живого организма в условиях меняющейся окружающей среды, формировался в течении длительной биологической эволюции. В результате этого уже на подсознательном уровне, а тем более на уровне сознания, оценивающего результаты работы подсознания, мозг не может не формировать рациональное поведение человека. Если бы организмы обладали мозгом другого типа, не решающим "правильным" образом те задачи, которые ставит перед ним жизнь их самостоятельное существование было бы невозможно.

И во-вторых: в подсознании человека, в его инстинктах заложены многие особенности его поведения. Определены и более общие "векторы", направления его деятельности и развития общества.

 Однако сигналы, подаваемые мозгом каждого отдельного человека далеко не всегда легко и однозначно могут быть преобразованы в сигналы управляющие его поведением. Трансформация этих сигналов, перенос их из подсознания в сознание сопровождается вербализацией - т. е. передачей их словами. В прошлом вербализация подсознательных сигналов была уделом пророков, религиозных мыслителей, Поэтов. И народов, также не безучастно воспринимавших то, с чем обращаются к ним их водители, отбиравших те наставления, которые казались им наиболее правильными. Мы до сих пор пользуемся их трудами в области морали, этики, эстетики, так же, как и достижениями их материальной культуры - колесом, горшком, очагом в их современном исполнении. На современном этапе, характеризующимся всепроникающим воздействием науки, вербализация подсознательных сигналов мозга все больше становится задачей для ученых - для физиологов высшей нервной деятельности, психофизиологов, биополитологов, политологов вообще, ученых обществоведов, Хотя и с философов, пророков и Поэтов эта задача не снимается.

 Можно сказать, что и политологи других направлений стараются делать то же самое. Да, стараются. Но модели человека, с которыми они оперируют слишком просты, механистичны, очень далеки от реальной природы человека как биологического существа.

 

 Наконец, биополитологический подход рассматривает все биологические структуры и процессы как образцы в высокой степени жизнеспособных механизмов, анализ которых, в силу единства законов развития, не может не оказаться полезным в процессе создания " биологичного" государственного устройства то есть такого государственного устройства (повторимся еще раз), которое наилучшим образом могло бы обеспечивать существование человека как биологического существа.

В заключение необходимо сказать, что биополитология на отменяет достижения других обществоведческих подходов, но дополняет их разработки результатами своих исследований.

 

 4. Концепция натализма.

 

 К концепции излагаемой здесь политико-экономической системы, которую можно охарактеризовать как натализм (от лат. natalis связанный с рождением) можно прийти разными путями. Один из них описан в журнале Клио No 2(5) за1998 год стр. 331-334, другой рассмотрим ниже. (См. также приложение I настоящей работы, а также "Клио" No 1(7), 2(8) за 1999 и 1 (10) за 2000 годы) 

В настоящее время страна находится в затянувшемся в силу неверно избранной методики, начальном периоде процесса преобразования хозяйственно-экономической системы из тоталитарной, жестко-плановой, централизованно управляемой в в определенной степени саморазвивающееся, регулируемое спросом рыночное хозяйство. Мы должны предполагать, что при этом процессе должно возникнуть множество новых хозяйственных структур (предприятий, баз, посреднических организаций и т. п.) благополучное развитие которых и должно составить новое рыночное народное хозяйство.

 Отметим, что западное, кажущееся нам сейчас недостижимо благополучным политико-хозяйственное устройство устанавливалось в течение столетий, преодолевая кризисы, войны и революции.

 Значит ли это, что мы должны идти к нему также столетиями вторично преодолевая те же препятствия, через которые прошли развитые страны и дореволюционная Россия в том числе? Видимо нет. Вся предыдущая история человечества была посвящена поиску этого устройства и на сегодняшний момент оно видится как самоорганизующиеся в рамках исторически сложившихся государств общности политически и экономически свободных граждан. Примерный идеал подобного государственного устройства на настоящий момент для нашей страны могут представлять некоторые западные демократии. Нам же нужно лишь разработать пути подхода к подобному устройству общества из нашего сегодняшнего положения по возможности избегая копирования тех отрицательных черт, которых там также достаточно и в то же время обогащая его теми позитивными наработками, которые были сделаны в нашем обществе за предыдущие периоды его развития.

 

К сожалению, в руководящих кругах нашей страны получила широкое распространение довольно упрощенная концепция построения подобного типа общества в России, согласно которой нужно только не мешать образованию новых жизнеспособных экономических, финансовых, промышленных структур, которые в условиях "здоровой конкуренции" уничтожая друг друга и явятся основой нового хозяйственного устройства.

 

 Школой подобной деятельности для большинства граждан должно было явиться мелкое частное предпринимательство, розничная, в еще большей степени мелкорозничная торговля, "челночесство" и тому подобная самостоятельная деятельность граждан.

 

 Реально это вылилось в создание огромных частных состояний не работающих на хозяйственно-экономическую систему страны в целом или даже работающих против нее, в возникновении частных и государственных финансовых пирамид, неразумное манипулирование государства с которыми явилось одной из важных причин его банкротства, элементарное расхищение общенародной собственности, страшную криминализацию хозяйственной и финансовой деятельности и тому подобные негативные явления.

 Однако вот на что нам сейчас хотелось бы обратить внимание. Сами творцы перестройки хозяйства страны методом "шоковой терапии" не захотели ни учиться сами в той "школе капитализма", которую они рекомендовали для остальных граждан, ни отдавать в нее своих детей, которых почему-то предпочли учить чему-то другому и предпочтительно в Оксфорде или в Гарварде, а далее внедрить в уже готовые стабильно функционирующие структуры.

 

 Нам хочется обратить внимание на это явление не в порядке критики. (Как родители они поступили совершенно разумно. Неразумно они поступили как руководители, которым было доверено управление государством.) Нам хочется обратить внимание на это явление как на факт, демонстрирующий вполне рациональное поведение сложной системы (в данном случае родителей) по отношению к возникающим зачаткам новой зарождающейся структуры в существовании которой она кровно заинтересована (в данном случае к своим детям).

 

 В пропаганде шокового пути перехода к саморегулирующейся рыночной экономике часто присутствует метафорический пример к сожалению почти буквально понятый нашим руководством, получившем свое образование в системе партийной учебы КПСС, где он стандартно фигурировал как один из принципов капиталистического образа хозяйствования. Метафора эта заключается в том, что если хочешь научить своего ребенка плавать, то вывези его на лодке на глубокое место и брось в воду. Если этот утонет то ни чего страшного, принимайся за следующего. Странным образом население наше оказалось глухо к столь замечательной рекомендации в отношении применения ее в семейной жизни и неразумно предпочитает обучать детей плаванью под присмотром опытных педагогов. Однако государство все продолжает и продолжает топить своих "детей" нарождающиеся структуры нового хозяйственного уклада а за одно и одряхлевшие структуры старого уклада, также не приспособленные к новым условиям существования не желая понять, что от него требуется. Правда в оппозиции, а в последнее время и в лояльных к правительству кругах все чаще начинают раздаваться голоса, требующие возврата к государственному регулированию народного хозяйства. Однако здесь велика опасность вернуться к неконкурентоспособным на мировом уровне социалистическим методам хозяйствования. (Об опасности подобного хода событий см. раздел "Границы наталистической опеки.)

 

 Какой же тип регулирования может быть предложен и при каких отношениях между личностью и государством он может осуществляться? Попробуем применить упоминавшийся выше биопознавательный подход.

 

 Не только люди занимаются развитием сложных систем (которыми являются современные государственные и народно-хозяйственные устройства). Еще более сложными являются живые организмы. Приглядимся, как живая природа организует вхождение в жизнь новых зарождающихся организмов.

 Только у самых примитивных, низкоорганизованных из них вроде мхов, папоротников, низших беспозвоночных, значительной части рыб забота о потомстве ограничивается выпуском в окружающую среду свободных половых клеток - гамет, которые действительно ведут борьбу за существование, рассчитывая исключительно на свои собственные силы и на удачу. Зато и коэффициент полезного действия подобного типа развития чрезвычайно мал. Лишь единицам из миллионов удается образовать новое животное или растение. И не эти живые организмы в процессе эволюции жизни на земле явились победителями в борьбе за существование.

 

 А те, которые таковыми являются высшие покрытосеменные растения, высшие позвоночные животные млекопитающие и птицы выработали множество приспособлений для защиты и облегчения прохождения всего пути развития как гамет, процесса оплодотворения, так и дальнейшего существования зарождающегося и молодого организма. Это зародышевый мешок, пыльцевое зерно и сам процесс опыления, обеспечиваемый целым набором специальных весьма и весьма хитроумных приспособлений, плод, обеспечивающий защиту и распространение семян и, наконец, само семя, представляющее собой защищенный специальными оболочками уже развившийся молодой организм с листочками, стебельком и корешком к тому же снабженный на первое время запасом питательных веществ.

 

Еще дальше пошла забота о начальных стадиях существования организма у животных. Кроме внутреннего оплодотворения долгого пренатального, дородового развитии внутри материнского организма у большинства высокоорганизованных животных возникло множество приспособлений, связанных с длительной иногда многолетней заботой о молодых организмах и после их рождения. Как видим природа отнюдь не стремится поскорее создать для своих творений условия конкурентной борьбы, видимо находя иные методы для их совершенствования .

 

Переводя приводимые выше рассуждения в область общесистемных представлений мы можем сказать, что сложная самоорганизующаяся система развивается тем успешнее , чем лучше обеспечены питанием и защитой ее первоначальные стадии развития.

 

 Кто же может и должен обеспечить первичное зародышевое существование и развитие тех новых хозяйственных и экономических структур , которые должны развиться в полноценный механизм нового рыночного общества? Попробуем ответить на этот вопрос.

 

 Наиболее естественным образом концепция наталистического государства вытекает из биополитологического определения понятия родины. Более полно и последовательно оно приведено в цитировавшейся выше статье в ж-ле Клио. Здесь же отметим, что новорожденный организм представляет из себя в определенной степени чистый лист на котором генетика заполнила лишь небольшое количество граф. Она до определенной степени определила конституцию , характер, темперамент, способности человека. Все дальнейшее заполнят воспитание и образование, которые будут определены окружающим миром.

 

 Для облегчения заполнения этой таблицы его "врастания в жизнь" эволюция выработала у высоко организованных животных и человека определенные механизмы. Один из них наличие в процессе становление психики организма особых стадий, получивших в психологии название сенситивных периодов.

 

Под этим названием понимаются периоды повышенной восприимчивости , отзывчивости , чувствительности к определенного рода воздействиям, например к обучению, игре и т. п. . Хотя формирование и переформирование личности в общем может происходить в течении всей жизни , внешние воздействия на психику взрослого человека оказывают гораздо меньшее воздействие, чем на психику ребенка. Некоторые же кардинально важные особенности психики формируются лишь в раннем детстве.

 Так сензитивный период для обучения речи приходится на возраст двух трех лет. Дети, выросшие среди зверей (маугли) и попавшие к людям в возрасте 8-10 лет человеческой речи уже обучиться не могут. особенно интересны в рассматриваемом отношении исследования криминологов, показывающие, что причины отклоняющегося поведения взрослых часто лежат в дефектах их воспитания в раннем детском возрасте, допущенных родителями или обществом.

 

Таким образом ранний детский , подростковый и юношеский возраста , благодаря наличию сензитивных периодов открытые для внешних воздействий имеют особо важное значение для формирования психических особенностей личности человека, тех особенностей, которые окажут непосредственное управляющее воздействие на направление реализации генетически заложенных возможностей индивида. В это время формируется личность человека со всеми его этическими, эстетическими, моральными, поведенческими особенностями.

 

На основании всего выше сказанного можно определить понятие "родина" следующим образом: Родина это многокомпонентная, запечатленная в сознании и подсознании как привычная, формирующая адекватный психологический ответ система окружающего мира, возникающая в начальный период роста и развития человека и в силу кратковременности сенситивных периодов в значительной степени не заменимая на протяжении последующей жизни.

 

Более кратко это можно сформулировать следующим образом: Родина это запечатленный в ранние периоды развития образ окружающего мира, способствующий адекватному поведению особи в процессе жизнедеятельности.

 

Интуитивно или полуинтуитивно, частично под воздействием воспитания в сознании населения нашей страны понятие родины ассоциируется с понятием родителей, родительской опеки и заботы: родина мать, отчизна. Эта связь между человеком и его родиной издавна эксплуатируется государствами и отдельными правителями, требующими от населения защиты себя и своих интересов наравне и, даже, в приоритете с интересами матери-родины и народа. Подобный упор на защитную роль народа по отношению к правительству приводит в конце концов к нелепице. Ведь основная функция родителей состоит совсем не в том, чтобы их защищали, а как раз в обратном в защите и помощи , оказываемой родителями детям в трудные периоды их жизни. В первую очередь, конечно в младенчестве и детстве, но как показывает опыт нашей жизни помощь и взаимопомощь детей и родителей оказывается всю жизнь. И если в сознании народов нашей страны, (впрочем, как и в сознании других народов, по отношении к своим странам) в нашем сознании сложился образ родины-матери, органично присущий человеку, как биологическому существу, то это несомненно благоприятное основание для построения позитивной политической идеологии. Ее можно назвать идеологией натализма (от лат. natalis относящийся к рождению). Суть ее можно сформулировать следующим образом: Сознание , подсознание, психика новорожденного и развивающегося организма формируются под воздействием совокупности факторов окружающей среды, воспринимаемых как привычные и необходимые составляющие психологического фундамента взрослой личности.

 

Субъективно и объективно эти составляющие формируют у человека "чувство Родины", в общем виде, присущее ему как биологическому существу. Совокупность факторов, формирующих у человека чувство родины представляют собой неотъемлемую коллективную собственность каждого индивида, принадлежащую ему наравне с другими членами данной общности по праву рождения и воспитания. Исторически сложившимся фактом является то, что в настоящее время в качестве подобных коллективов выступают народы, населяющие современные государства. Принадлежащие к данной общности индивиды имеют преимущественное по сравнению с членами других таких же образований государств право на использование этих совокупностей факторов в своих интересах в целях улучшения условий своего существования.

 

Коллективный и связанный с рождением и жизнеобеспечением в критические периоды существования характер связей между личностью и его родиной определяют естественный тип взаимоотношений между ними.

 

Родина, страна, в лице ее властных структур правительства и государства должны выступать по отношению к призвавшему их к координирующей и регулирующей деятельности населению, гражданам в определенной степени как заботливые , но мудрые родители относятся к своим малолетним, взрослеющим и взрослым детям, соответственно меняя свое поведение во взаимоотношениях с каждой возрастной группой и с состоянием, в котором они находятся. Для новорожденного и подрастающего слоя граждан должны быть обеспечены здоровый быт, хорошее воспитание и образование. Сделано это должно быть как путем непосредственного государственного управления, так и путем создания таких политико-экономических условий для слоя взрослых граждан, которые как минимум в полной мере могли бы обеспечить воспитание своих детей. Вероятно, с течением времени роль государства и в этой и в других областях должна будет уменьшаться, но произойти это должно не раньше, чем возможности граждан окажутся достаточными для несения данной нагрузки.

 

В крайних случаях государство с необходимостью должно брать на себя заботу о детях и гражданах, которые не могут позаботиться о себе сами. Делаться это должно на основании того соображения, что от природы каждый человек наделен всем необходимым (руками, ногами, головой, природными ресурсами), чтобы обеспечить себя и свое потомство средствами существования. И если имеются члены общества, которые хотят и не могут это осуществить, то вина за это лежит не на них, а на типе общественного устройства, лишившего их этой возможности.

 

Наталистическое государство не может допустить существование беспризорных детей, не получающих медицинской помощи стариков или растущих дистрофиками граждан, которых при возникшей в них необходимости при призыве в армию, необходимо докармливать, чтобы они могли держать к руках оружие. В современную эпоху государства могут и должны иметь средства на подобного рода программы.

 

Как показал исторический опыт, сковывание хозяйственной, научной, культурной инициативы трудоспособного населения приводит к стагнации во всех областях жизни. Единственный выход из этого положения система репрессивных мероприятий, неприемлемая в обычных условиях с любой точки зрения. Поэтому трудоспособное население должно получить неограниченные возможности для проявления собственной позитивной творческой инициативы. Однако за наталистическим государством остается обязанность создания инфраструктуры в которой эта инициатива только и может развиваться, а также механизмов пресечения преступных или вообще деструктивных видов деятельности, а также деятельности, ведущей к паразитированию одних частей общества на других. Основной принцип натализма: помогать, где надо и не мешать, где помощь не требуется.

 

Эта система должна включать конституцию наталистическрго государства, законодательство, систему начального и последующего экономического обучения и кредитования, систему контроля и защиты от преступной деятельности. Основной тактической целью наталистического государства в настоящий период является не создание класса собственников а создание условий для возникновения и формирования конкурентного на мировом уровне самостоятельного производителя. Именно на эти цели, а не на создание криминализированной частной собственности должны быть направлены теперь ресурсы государства. (У критически настроенного читателя несомненно возникнет вопрос: а не зовем ли мы к старым формам всеподавляющей государственности? Нет, не зовем. См. об этом подробнее в разделе "Границы наталистической опеки". Думается, что здесь же можно дать разъяснения по поводу отношения натализма к демократическим и либеральным ценностям. Действительные демократические и либеральные ценности являются естественным продуктом самопознания человеком своей биологической сущности и в этом отношении они вполне наталистичны. (Напомним, что агрессия, агрессивное поведение в норме есть реакция живого организма на угрозу его существованию. У человека часто наблюдается гипертрофированная агрессивность. Исследования в этом направлении необходимо продолжать и продолжать.) К огромному сожалению наши горе-реформаторы до такой степени исказили представления и о демократии и о либерализме, что у людей знакомящихся с ними по нашей практике они скоро будут вызывать только отрицательную реакцию. Восстановление в массовом сознании их первоначального смысла необходимая задача. Если попробовать дать характеристику натализма в более распространенных терминах современной политической науки, то его можно назвать социо-либерализмом [не путать с социал-либерализмом], то есть либерализмом, свободой деятельности индивда, обеспечиваемой обществом и законодательно формируемой таким образом, чтобы и общество и индивид получали от этой деятельности максимально возможную пользу. Не смотря на некоторую новизну терминов практика развитых государств давно стремится к подобной организации и во многом соответствует данной концепции.)

 

Переход к практике натализма не предполагает новых революционных преобразований и необоснованных переделов собственности. Новая политика должна явиться продолжением существующей с максимальным привлечением средств уже существующего финансового капитала. Опыт нашей дикой" шоковой терапии" показал неприемлемость ее для такого крупного и сложного государства как Россия с ее несколько иными, чем в Западной Европе традициями. И надо сказать, что традиции эти надо также не ломать, а разумно использовать. Народ с этими традициями создал великое государство, по крайней мере трижды спасал европейскую цивилизацию от опасности тоталитаризменных поползновений "великих преобразователей мира" Наполеона, Кайзера и Гитлера, сам сбросил с себя это же иго, попав под него в процессе исторического развития, освободил от него окружающие народы, получив от них, как и положено вместо благодарности обвинения в том, что не смог сделано этого раньше, и, надо надеяться, выберется и из сложностей настоящего момента. Принцип постепенности и максимально полного использования уже имеющегося материала это также один из важных принципов биологической эволюции , который должен быть пропагандируем биополитологией.

 

 

 5. Элементы экономической программы натализма.

 

Основной политической наукой до сих пор является политическая экономика. Действительно, без эффективно работающей экономики, обеспечивающей продукцией производства людей и общества их существование невозможно. Но не экономика является целью сушествования государства. Она может являться только средством обеспечения деятельности низших уровней организации человеческой личности биохимического, физиологического, психологического, и организации внешней среды его бытия. Целью может быть обеспечение оптимальной работы высших уровней организации - социального, интеллектуального, культурного. Уровней, обеспечивающих дальнейшее развитие Мира. При этом надо отдавать себе отчет в том, что и экономическое развитие может быть обеспечено только человеческой деятельностью и человек, для совершения этой деятельности должен иметь либо внутреннюю заинтересованность, либо подчиниться внешнему вынуждающему воздействию.

 Далее необходимо отметить, что существуют области деятельности традиционные и инновационные, а направления развития продуктивные (позитивного, арогенетического характера, повышающие общий уровень организации системы), деструктивные (негативного, катагенетического, паразитического, разрушающиего систему в которой обитают - по этому пути в значительной мере идет современное развитие России) и, наконец, существует возможность стазисного, "традиционного" существования.

Две основные экономические системы - социализм и капитализм, в теории, отличаются друг от друга по типу присвоения прибавочной стоимости. При социализме прибавочная стоимость присваевается госудаоством и используется в основном на общегосударственные нужды, (хотя частично и на более обеспеченное существование слоя находящихся у власти.) Социализм имеет множество экономически полезных особенностей (см. напр. отдел экономич. теории сайта, где работа Ю. К. Ковальчука в значительной мере основывается на переработанных концепциях социалистической модели хозяйствования) Но при этом конкретный производитель оказывается лишенным возможности проявлять личную инициативу, лишается внутреннего импульса к действию, внутренней заинтересованности, раскрывающей в конечном счете естественные пути развития человеческого общества. И в этом отнощении социализм не биологичен. Те члены общества, которые обладают творческим потенциалом с большим трудом могут найти применение своим возможностям.

При капитализме прибавочная стоимость присваивается собственником средств производства и, в теории, должна им использоваться на свои нужды. Однако такой упрощенной модели капитализма в природе никогда не существовало. Государство всегда прямо - через налоги и косвенно, через таможенные пошлины , обложение торговли и др. сборы накладывало свою руку на этот источник доходов капиталиста. В конце концов капитализм значительно эволюировал в сторону социализма, создав ряд т. наз. социальных государств. Теоретической основой такого сближения стала теория конвергенции. Но как с точки зрения биологии, так и с точки зрения экономики капиталистический уклад имеет также не мало недостатков. Среди них указываются и затратность экономики, и разбазаривание ресурсов, и неконтролируемость опасных направлений деятельности и психически неуравновешенных личностей, и перенапряжение физических сил и физиологических возможностей организма человека. И в этом отношении капитализм также и не экономичен и не биологичен. Тем не менее раскрепощение творческих сил людей позволяет покрывать ему свои существенные недостатки. Ьольшинство стран, однако развивается по моделям, сочетающим в себе положительные особенности обеих систем. Но вряд ли разумно нам копировать какую-либо из существующих. Наша страна находится в своем собственном экономическом, социальном и политическом положении и мы должны свой путь вырабатывать и проходить сами. Никто за нас, не нанося нам значительного ущерба, этого делать не будет.

Какие же макроэкономические схемы можно предложить исходя из биополитологических предпосылок?

Во первых, мы должны отметить, что распространяемые в стране представления о либерализме, о свободном обществе, чрезвычайно искажены. У большей части населения слово "либерал" соотносится со словом "вор", что ни коем образом не соответствует понятию о настоящем либерализме. Настоящий либерал - это прежде всего труженик, создавший свою собственность "своими руками". Никакая, добытая иными путями собственность "неотъемлемой частной собственностью", или даже, как любят подчеркивать псевдолибералы - "священной частной собственностью" в плане либеральн6ого устройства общества законной считаться не может. Приватизированная в современной России собственность видимо может рассматриваться как условно частная, поскольку создана не собственниками и ими не оплачена. Не оплачена в том смысле, что народ - бывший собственник денег за нее не получил. Чтобы стать действительно либеральной частной собственностью она должна быть оплачена. То есть бывшие держатели акций и ваучеров должны получить полноценное возмещение. Множить подобного рода собственность и дальше вряд ли рационально. Далее, истинно частной собственностью может (и то со значительными оговорками) быть собственность, созданная трудом одного человека. Если в производстве продукта участвует ряд лиц - уже возникает конфликт интересов. В современном государстве он разрешается в процессе установления конституционных гарантий, трудовых договоров и т. п. правовыми актами, отражающими компромисс устанавливаемый между желаниями работодателя, наемного работника и возможностями рынка.

Как указывалось выше, в народном хозяйстве можно выделить области крупнотоварного и мелкотоварного производства. Крупнотоварное производство в традиционных областях более производительно, более подконтрольно обществу и в значительной мере связано с государством госзаказом, госпланированием и т. д. Но в области инновационной деятельности, в плане реализации инициативных проэктов, наконец в направлении удовлетворения творческой активности личности мелкотоварное производство имеет свои преимущества. Экономисты полагают, что соотношение между крупнотоварным, которое может включать и государственные структуры, и мелкотоварным, включая и индивидуальное должно быть порядка 70% к 30%. Но если крупнотоварное хозяйство у нас в стране в принципе имеется, то мелкотоварное приходится создавать заново. И его необходимо именно создавать, а не ожидать, когда оно возникнет самостоятельно. Наша практика показывает, что самостоятельно возникают, как правило структуры деструктивного характера.

Как же на практике может выглядеть деятельность одной из ячеек хозяйственного управления наталистического (порождающего) государства, направленная на становление мелкотоварного производства?

Видимо она может представлять собой некоторый род доходной инвестиционной компании, нацеленной на многостороннее развитие определенной территории или хозяйственного сектора.

Одной из важнейших современных задач государства является заселение обезлюдивших земель Нечерноземья. Очевидно, что заселяться они должны полноценными многодетными семьями, желательно местного происхождения. Способствовать их превращению в полноценных самостоятельных производственников должен представитель компании организатор, менеджер, возможно в контакте с представителями администрации района деятельности. Оплата его должна зависеть от производительности созданных им производственных коллективов.

 

Чтобы добиться от администрации активной помощи в работе необходимо, чтобы она была также материально заинтересована в результатах хозяйственной деятельности на подведомственной ей территории путем, например, специальных отчислений от налоговых поступлений в фонд зарплаты.

 

Прибыв на место и ознакомившись с обстановкой организатор может предложить намеченным кандидатурам людям, ищущим применение своим силам, взять в лизинг, в аренду, купить и т. п. полный комплект оборудования для какого-либо рода деятельности. В условиях Нечерноземья, где наиболее перспективны скотоводство мясного и молочного направлений, картофелеводство, деревообработка это может быть оборудование молочно-товарной фермы и высоко породный скот, небольшой молокозавод, сыродельня, оборудование овощеводческой фермы, консервное производство, лесопилка или столярное производство и т. д. Эти производственные коллективы семейные или межсемейные должны быть обеспечены закупочно-сбытовым обслуживанием, которое также налаживает организатор, а их производственная деятельность и это очень важно, должна быть защищена таможенной политикой и субсидиями, на том же уровне, на котором защищено производство их конкурентов.

Организация таких выборочных хозяйств не означает, что остальная, большая часть населения остается вне внимания .

 Возникшие выборочные хозяйства должны явиться центрами активизации хозяйственной деятельности остального населения. Молокозавод должен способствовать росту производства молока окружающим населением, консервное производство выращиванию овощей, сбору ягод и грибов окрестными жителями и т. д. В активации подобного рода деятельности упомянутый выше представитель компании также, видимо примет участие. Поэтому, вероятно, надо предусмотреть определенное вознаграждение и ему и самой компании за тот хозяйственный рост, который обеспечивает их деятельность на данной территории.

 

Доход подобной компании может складываться из процентов по финансовому и материальному кредитованию создаваемых ею производственных коллективов, доходов, получаемых от предприятий, принадлежащих непосредственно компании (скорее всего это базы, магазины и т. п. структуры наталистической программы). Но кроме того она должна получать отчисления и от общего роста доходности территории, на которой протекает ее деятельность.

 Как видно, введение наталистического принципа в хозяйство потребует значительной законотворческой деятельности. Поэтому наталистическая идея должна обладать политическими структурами и представительством в органах власти.

 

Аналогичные действия могут производиться и в городах и промышленных центрах при соответствующей хозяйственной и экономической проработке.

 Так, например, больными местами нашей автомобильной промышленностя являются плохая сборка, слабые подшипники, примитивный дизайн.

 

 Можно было бы создать наталистическую программу по образованию ряда мастерских качественной сборки машин, может быть с применением опыта военпредовской приемки. В качестве комплектующих в машинах, выпускаемых этими мастерскими могли бы применяться качественные детали (подшипники, амортизаторы, колеса и т. д.) специально отобранных фирм.

 

 На базе подобных мастерских могли бы работать и дизайнеры по кузовам и интерьеру. Естественно, что цена этих автомашин была бы значительно выше чем у серийных. Во всяком случае опыт зарубежного автомобилестроения в этом плане должен быть хорошо изучен.

 

 Какими могут быть источники финансирования подобной работы? В предыдущий период значительные финансовые средства, принадлежавшие ранее всему обществу были переданы в частные руки. Сделано это было с согласия большей части народа с цеью улучшения деятельности малоэффективного народного хозяйства. Видимо государство может в законодательном порядке предложить держателям этих средств (банкам, инвестиционным компаниям) использовать определенный процент, находящегося в их управлении капитала в программах наталистического развития. При этом государство может и не указывать точки и способы приложения этих средств. Банки могут и сами создавать наталистические компании или входить с ними в сношения и разрабатывать наталистические программы развивая собственную инициативу, но, вероятно будет лучше, если будет создан специальный аналитико-консультативный орган с рекомендательными и наблюдательными функциями для координации деятельности инвестиционных структур.

 

 Может применяться и прямое государственное финансирование наталистических программ как специальное, так и по направлению поддержки малого бизнеса.

 

 Определенное участие, как в организации инфраструктуры, так и в организации непосредственно хозяйствующих субъектов - ферм, артелей и т. п. могут принять организации по трудоустройству уволенных из армии военных.

 

 Наконец необходимо привлечение к субсидированию подобных программ торгового капитала. Государство может это сделать, заранее предупредив его владельцев о постепенном повышении таможенных тарифов на определенный ряд товаров и выступая гарантом выгодности вложения денег в организацию его производства.

 

 Свои наталистические программы должны быть разработаны для развития крупного промышленного и сельскохозяйственного производства, науки, искусства, медицины и т. д. Одним из методов их образования может быть объявление открытых и закрытых конкурсов по их составлению.

 

 Т. о. государство как обладатель законодательной инициативы, политической власти и значительных финансовых капиталов с одной стороны, и с другой стороны, как одна из составляющих комплексного образа родины в психологии человека имеет права и возможности, а если общество путем голосования одобрит эту концепцию, то и обязанность выступить как главный организатор наталистического политико-экономического уклада.

 

 Конечно, создание наталистических программ и компаний, хотя и не с полным набором возможностей, возможен и сейчас. И здесь многое зависит от инициативы финансовых структур и частных лиц.

 

 Мы не предполагаем, что наталистический способ хозяйствования должен быть единственным в стране, но нам кажется, что он должен занять в ее хозяйстве определенное место.

 

 Необходимо, также отметить, что во второй половине нашего века в развивающихся странах Восточной Азии возникли программы развития в которых можно найти много общего с натализмом. . Большинство из этих стран после нескольких десятилетий плодотворного развития пришли к экономическому и политическому кризису. Возможно, что причиной его мог явиться патерналистический характер внутренней экономической политики тоталитарного толка. Анализ причин этих кризисов должен привлечь самое пристальное наше внимание.

 

 6. Границы "наталистической" опеки

 

Натализм ставит своей целью создание сильного и богатого государства хорошо обеспеченных свободных граждан. Как хорошо известно из западно-европейского опыта "благими намереньями вымощена дорога в ад". Мы решили идти "другим путем". Но оказалось, что, как бы мы ни старались сделать "как лучше", получается "как всегда".

 

Рассмотрим ситуацию более серьезно. чему и когда так называемый "вождизм", т. е. целенаправленное движение к предугаданному, наперед заданному , во всех отношениях позитивному состоянию часто приводит к негативным результатам?

 

Обратимся к плоской модели процесса развития. Она будет идентична модели процесса познания по той простой причине, что процесс познания является одним из вариантов процесса развития , процессом развития знания. Обратимся к рисунку.

 

Предположим, что плоскость А - поле познания (развития). Полуплоскость В - область познанного. Полуплоскость С область незнаемого. Линия а-б фронт познания (развития). Вдоль этого фронта располагаются исследовательские (в нашем случае развивающиеся) структуры. Область С покрыта мраком неизвестности S. Продвижение вперед, даже при наличии локатосовских исследовательских программ , происходит путем проб и ошибок , и это обязательное условие непрограмированного эволюционного развития . Из подобного подхода ясно, что чем больше самостоятельных исследовательских центров (на рисунке k-1 k-n) расположено вдоль фронта познания, тем быстрее будет найден путь дальнейщего продвижения. (Отсюда в частности следует очень важный практический вывод. Параллелизм в работе, дублирование исследований или производств может быть не только не вредным для развития общества, но скорее, в разумных пределах, конечно, полезным для него.)Существование же одного "единственно верного", четко направляемого" и т. д. пути (т. е. единственного исследовательского центра на всем фронте познания развития) с практически 100 % необходимостью должно приводить в тупик. Ссылки на "научность" разрабатываемых политилогических или экономических программ ни в коей мере не должны вводить в заблуждение. И марксизм был научным учением и коммунизм был у нас "научным" но это не уберегло наше общество от крупных неприятностей. К. Поппер назвал подобный подход "историцизмом" и показал, что он приводит к провалу. Причина этого лежит в следующем. За невозможностью ставить на обществе эксперименты, в гуманитарной, философствующей политологии получил распространение аналитико-прогностический метод исследований. Поясним его особенности на следующем примере.

 

Предположим, что мы изучаем зависимость объема V некоторого количества воды от температуры. (Cм. кривые c-z и c-d на рис. 1). Предположим, что при температуре 50 градусов по Цельсию объем воды был х-1, при 60 х-2, при 70 -х-3, при 80 х-4. На этом наши опыты закончились и мы подошли к области неисследованного. Опираясь на "научный" аналитико-прогностический метод мы будем смело экстраполировать кривую дальше. При 90 градусах объем воды должен быть равен х-5, при 100 х-6, при 110 х-7 и т. д. И это было бы верно, если-бы не было известного нам из предыдущих опытов, факта изменения агрегатного состояния воды про 100 градусах, делающего весь наш прогноз далее этой точки ошибочным.

 

Именно такой аналитико-прогностический прогноз , касающийся "загнивания капитализма", "роста противоречий между трудом и капиталом" и грядущей победой коммунизма во всем мире привел так называемый, научный коммунизм к глубокому кризису и вероятной кончине. Если же он на некоторое время и воскреснет, то отнюдь не благодаря собственным силам, а исключительно благодаря ошибкам противоположной стороны.

 

Переведем, однако, наши рассуждения из области теории познания в область процессов развития. Видимо мы должны принять, что страны, находящиеся на передовой фронта развития подобны исследователям, находящимся на границе познанного и незнаемого и для них тоталитаристское определение какого-либо единственного направления направления дальнейшего развития губительно. Из прошлого опыта они могут только уяснить, что, чтобы более или менее удовлетворительно развиваться нужно поддерживать множественную частную инициативу, обеспечивая ее посредством , предположим, частной собственностьи на средства производства. (Исключительность указанного средства обеспечения широкого исследовательского подхода к процессу развития уже может дискутироваться, хотя опыт пока не дал иных способов обеспечения прогресса в области общественного развития.)

 

Иное положение у стран (и у России в частности), находящихся не на передовой фронта развития. Мы можем с очень большой долей уверенности говорить о той цели, к которой следует двигаться. (К линии a-b, на рис. 1 , к фронту развития.) Правда, и у нас остается значительная доля неуверенности, касающаяся но уже вопроса не цели на ближайшее время, но выбора наилучшего пути, который ведет из точки R где мы предположим сейчас находимся, к области, где проходит фронт развития (кривые R k, R-m, R-n и т. д. на рис. 1).

 

Поэтому, даже зная на настоящий момент цель, которую следует достигнуть, натализм, как есественно научное политологическое учение не предполагает, что возможно указать торную дорогу к ней ведущую. Он может предложить только средство создание возможности множеству компаний работать в направлении поиска этих путей . Роль государства при этом будет сводиться к созданию законодательства, способствующего данному направлению хозяйственной деятельности населения, строгому наблюдением за соблюдением законности, пресечению коррупции, рекета и тому подобных злоупотреблений;при вялом течении процесса стимулировании его развития. Еще раз подчеркнем, что натализм не предполагает единственного типа хозяйствования. Его основная общая цель создание и поддержание благополучной страны с хорошо обеспеченным. чувствующим себя свободным во всех сферах деятельности , самоуправляющимся по-средствам выборных органов населением. Но, поскольку подобный тип хозяйствования путем самозарождения и саморазвития будет устанавливаться неопределенно долго и с огромными жертвами, а основные его параметры определены опытом более развитых стран, то государство может способствовать возникновению и развитию самостоятельных производительных структур путем создания описанных выше наталистических, порождающих программ. Поэтому не только допустимо, но, видимо, и необходимо на первых порах особенно, существование крупных государственных и полугосударственных предприятий. Причем необходимо стремиться , чтобы они работали не менее эффективно чем частные. Видимо одним из путей достижения этого может быть введение не фиксированной , ставочной, а зависящей от производительности труда коллектива оплаты труда его руководителей, пенсионнные надбавки, льготы и т. д. , что позволяло бы сотрудникам государственных предприятий, работающих достаточно напряженно, чувствовать себя не менее обеспеченными, чем частные предприниматели.

 

 Законодательные органы должны внимательно следить за уровнем оплаты труда на разных участках хозяйственного цикла, памятуя простую истину, состоящую в том, что "богатство" производится на всех участках производственного цикла , а также и вне его. но реализуется в виде денег лишь в небольшой части из них. И задача политики, как утверждают элементарные переводные учебники капиталистической политэкономии, -справедливое перераспределение нарабатываемого всем обществом капитала.

 

 

 

 
 

О роли и месте искусства в концепции наталистического государства.

 

 

 

 

 Весьма важным и интересным для теоретического исследования вопросом в концепции наталистического государства является определение положения и роли в его жизни литературы и в более широком смысле искусства вообще.

 

 История показывает, что литература, по крайней мере в России, ранее всегда была выразителем и координирующим организатором общественного мнения. Питаясь научными и философскими идеями своего времени с одной стороны, разрозненными, неясно выраженными мнениями отдельных лиц, с другой, она через периодическую и не периодическую печать, путем диалога с читателем, создает консолидированное мнение различных групп общества.

 

 Определенное влияние оказывает литература и на социальное поведение людей. Описывая те или иные варианты действий в различных ситуациях она способствует становлению определенных норм поведения.

 

 Конечно, результаты литературного воздействия слабее, чем уроки жизни и подчинены закономерностям статистических распределений типов читателей. На одних оно действует сильнее, на других слабее. В одних ситуациях воздействие литературы более широкое, в других она оказывает влияние на более узкий круг знакомящейся с ее плодами публики, но при длительном направленном влиянии воздействие ее несомненно ощутимо. Очень красноречиво об этом говорят факты повторения военных подвигов после описания их в газетах , а также данные криминологии , показывающие возрастание числа однотипных преступлений после опубликования репортажей о них в средствах массовой информации.

 

Все эти положения хорошо известны и широко используются, особенно в тоталитарных государствах типа фашистской Германии или Советского Союза, где основной целью государства считалась переделка человека, подгонка его под определенную идею.

 

 Наталистическая концепция обращает внимание на несколько иные стороны искусства. Наряду с формированием общественного мнения искусство несет, по крайней мере, еще четыре важные функции. Во первых это его средообразующая роль. Роль в создании духовной и декоративной среды обитания. Архитектура зданий, которые нас окружают, планировка населенных мест, где мы живем, сады и скверы в которых мы отдыхаем, красивые виды, на которые специально обращает наш взгляд ландшафтный архитектор, путем устройства смотровых площадок или возведения бельведеров. Это дизайн помещений, продуктов потребления, одежды и производственного оборудования. Это книга, которую мы с удовольствием возьмем с полки, телепередача, которую будем смотреть без отвращения, театр, в который хочется прийти еще раз. Все это, в конце концов, создает атмосферу страны, питающую в значительной мере чувство родины. Родины, из которой хочется поскорее сбежать, или наоборот, остаться и работать на свое и ее благо. Видимо к этой же области принадлежит и терапевтическая роль искусства.

 Вторая важная функция искусства, часто с трудом отделимая от первой, но все же вполне самостоятельная это развлечение и отдых. Это положение достаточно понятно и мы не будем останавливаться здесь на нем более подробно.

 

 Третья функция это индикационная роль искусства. Оценка этой роли искусства требует специальной разработки и пока мы ограничимся лишь некоторыми примерами.

 

Так , в начале XIX века в Германии наблюдается расцвет мощнейшего течения в искусстве романтизма. Это эпоха таких титанов мировой литературы как Шиллер, Гете и их не менее знаменитыж в свое время соратников Гердера, Виланда, братьев Шлегель. И вот как этот период описывается в исторической литературе: "Период с 1800 по 1813 гг. является для Германии эпохой глубоких изменений. Старая империя рушится, обветшалые политические формы исчезают. . . . Свершившиеся тогда перемены влекут за собой такие материальные и моральные улучшения , что как подданные, так и монархи на время забывают о чужеземном господстве (нашествии Наполеона. В. С.) . . . На земле, освобожденной от загромождавших ее обломков, веет новым духом и великие порывы страстей и надежд овладевают людьми. (История XIX века. Под редакцией Лависса и Рембо, т. 2, стр. 5)

 

 С другой стороны 20-ые годы XX века. Время разгрома Германии в первой мировой войне, время моральных и материальных лишений для немецкого народа. Оно знаменуется возникновением такого мало симпатичного но естественно присущего подобной ситуации направления как экспрессионизм. И когда в 70-ые годы близкое направление стало развиваться в России, то задача правительства была не в том, чтобы репрессиями подавлять его, а в том, чтобы обратить на него внимание как на индикатор своего неблагополучия и лечить это неблагополучие, а не уничтожать симптомы болезни.

 

 Аналогичное явление, видимо, представляют из себя современные идиотические телевизионные шоу типа "Городка" , "Каламбура", "Времечка" и пр. Несомненно, что они являются отражением, нашей лишенной здравого смысла общественной и политической жизни. И рассматривать их надо не как признак декаданса и распада искусства, а как симптом болезни общества. (Интересно, что в последнее время характер этих передач начал меняться, как начало меняться и общее отношение населения к существующему в стране положению . Если раньше люди надеялось, что выбранные власти способны грамотно управлять страной, затем надежда перешла в растерянность, то теперь все слои общества убедились в полной неспособности власти к плодотворной деятельности и начинаются поиски альтернативных путей выхода из кризиса.)

 

 И, наконец, у искусства имеется еще одна роль - исследовательская. Она состоит в подсознательной, интуитивной проработке возникающих перед человеком и обществом проблем.

 

 Вспомним, что еще у философов и поэтов немецкой школы начала XIX и у нас со времен В. Г. Белинского искусство определялось как "непосредственное созерцание истины, или мышление в образах" (В. Г. Белинский Идея искусства. Избр. философские произв. т. 1. Стр. 234. 1948.)

 

Хорошо понимал исследовательскую, познавательную роль искусства И. Бродский. Вот, что сказал он по этому поводу в своей нобелевской лекции:

 "Существуют, как мы знаем, три метода познания: аналитческий, интуитивный и метод, которым пользовались библейские пророки, - посредством откровения. Отличие поэзии от прочих форм литературы в том, что она пользуется сразу всеми тремя (тяготея преимущественно ко второму и третьему), ибо все три даны в языке; и порой с помощью одного слова, одной рифмы, пишущему стихотворение удается оказаться там, где до него раньше никто не бывал, - и дальше, чем он сам бы желал. Пишущий стихотворение пишет его прежде всего потому, что стихотворение - колоссальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения. "(Цит. поС. Лурье. Свобода последнего слова. В кн. И. Бродский. Холмы. СПб. 1991. Стр. 375.)

 А в качестве одного из примеров такой исследовательской, познавательной роли искусства слова приведем определение понятия "родина"данное Сергеем Довлатовым. Мы увидим, что оно до удивления полно совпадает с психологической трактовкой этого понятия, данной нами выше.

 

 "Родина это мы сами. Наши первые игрушки. Перешитые курточки старших братьев. Бутерброды, завернутые в газету. Девочки в строгих коричневых платьях. Мелочь из отцовского кармана. Экзамены, шпаргалки . . . Нелепые ужасающие стихи. . . . Стакан "Агдама" в подворотне. . . . Армейская махорка. Дочка, варежки, рейтузы, подвернувшийся задник крошечного ботинка. . . . Косо перечеркнутые строки . . . Рукописи, милиция, ОВИР, . . . все, что с нами было Родина. И все, что было, останется навсегда. " (С. Довлатов Ремесло. Собр. соч. в 3 т. 1995. Т. 2. Стр. 141.)

 

 

 Поэтому роль государства состоит не в руководстве искусством, а во внимательном анализе тенденций его развития. Правильный, естественный путь развития искусство должно найти само, и этот путь, проториваемый в диалогах науки, искусства, общественного мнения и хозяйственной практики и явится естественным путем развития общества. В задачи же государства входит наблюдение за тем, чтобы на этом пути не возникало препятствий и заторов в виде запретительных постановлений, цензурных регламентаций, отсутствия финансирования, криминальных структур и незаконной деятельности, чтобы была обеспечена возможность налаживания финансовой и организационной инфраструктуры в рамках которой только и возможно действие как отдельных общественных структур, так и общества в целом.

Как говорилось выше, уже давно были высказаны мысли, что искусство наравне с наукой является инструментом познания. Что оно представляет собой " непосредственное лицезрение истины или мышление в образах" Что " красота спасет мир" и т. д. Конечно, художник не изобретет например, трамвая но он изобретет такую его форму, создаст такой интерьер, что человеку в этом трамвае будет приятно и комфортно передвигаться. Композитор не рассчитает конструкцию самолета, но он создаст такую музыку, под которую летчику будет легче работать. Таким образом искусство, если говорить о нем как об инструменте познания, есть прежде всего инструмент познания человеческих чувств. В основном чувств высших, относящихся к области не физиологии (чувство голода удовлетворяется "искусством" кулинарии), . но психологии (чувство соразмерности объемов строений удовлетворяется искусством архитектуры). В целом же искусство можно определить, в основном, как инструмент познания и обслуживания человеческих чувств. А среди них есть и чувство прекрасного, и чувство справедливости, и чувство человеческого достоинства, и пресловутое "чувство глубокого удовлетворения". И в области чувств, восприятий и воздействия на них искусство может выступать наравне с психологией, психофизиологией и другими отраслями исследовательской и конструктивной человеческой деятельности. Но кроме того оно, видимо, может выступать и как средство исследования Мира в отношении его к человеку и в отношении исследования человека в его отношении к Миру.
Обращаясь к теме искусства, видимо нельзя не коснуться области культуры. Известный французский этнограф и философ К. Леви-Стросс отмечал, что культура начинается там, где в поведении (человека) возникают запреты. Анализ показывает, что термин "культура" можно определить как систему правил, запретов и идентификационного поведения, направленных на обеспечения существования и (комфорта) определенной общности живых существ . Если мы хотим ввести в это понятие и элементы материальной культуры, то должны дополнить его. В этом случае оно будет выглядетьследующим образом: Культура есть система правил поведения, запретов, система идентификационного поведения и совокупность материальных объектов (артефактов), разработанных и создаваемых носителями этой культуры для обеспечения своего существования (и комфорта). Таким образом область культуры это область необходимых, и в пограничных областях- допустимых действий. Однако, поскольку мир находится в развитии области необходимого и допустимого все время меняются. За расширение границ культуры (история показывает, что они со временем именно расширяются) борется контр-культура. (В качестве контр-культурных явлений выступала, например светская живопись по отношению к церковной, импрессионизм - по отношению к классицизму, литература фэнтези, по отношению к предшествующим стилям, автотранспорт, по отношению к конной тяге и т. д. Но на данном поле биологического типа движения материи присутствуют еще два действующих лица - это а-культура (или бескультурье) и антикультура. Бескультурье - нарушает комфортные условия существования. Действия антикультуры осмысленно или неосмысленно уничтожают условия существования вида.
Кроме того, в свете биоэпистемологической концепции биополитологического подхода мы можем предполагать, что мозг человека, обладает некоторым запасом "интуитивных " знаний, вербализацией котрых, т. е. переносом из плохо осознаваемых подсознательных областей в область сознания, видимо также может заниматься искусство.
В связи с этим можно отметить следующие роли, которые может играть искусство в человеческой жизни: 1. развлечение, 2. отдых и отвлечение, (разгрузка, перенос активности работы мозга на другие его отделы), 3 . терапевтическая (психотерапевтическая) роль, 4. средообразующая роль, 5. воспитательно- образовательная роль, 6. мировоззренческая (формирование индивидуального и общественного мировоззрения), 7. агитационно-пропагандистская, 8. исследовательская и познавательная, 9. развивающая (в основном способности правого полушария. головного мозга), 10. индикационная – указывающая на состояние общества.
Поэтому роль государства состоит не в руководстве искусством, а во внимательном анализе тенденций его развития. Правильный, естественный путь развития искусство в диалоге с критикой и обществом должно найти само. И этот путь, проториваемый в диалогах науки, искусства, общественного мнения и хозяйственной практики и явится естественным путем развития общества. В задачи же государства входит наблюдение за тем, чтобы на этом пути не возникало препятствий и заторов в виде запретительных постановлений, цензурных регламентаций, отсутствия финансирования, криминальных структур и незаконной деятельности, чтобы была обеспечена возможность налаживания финансовой и организационной инфраструктуры в рамках которой только и возможно действие как отдельных общественных структур, так и общества в целом.

 

 Приятно думать, что вот-вот в государстве возникнет класс собственников, который с радостью возьмет на себя все хлопоты по созданию промышленности, сельского хозяйства и финансированию непроизводственных сфер деятельности. Как показывает практика при существующей политике это невозможно. Отсутствие кредитования, коррупция и рэкет, незащищенность внутреннего рынка, отсталость технологий, устарелость оборудования делают большую часть конструктивных видов деятельности финансово невыгодной и, следовательно, невозможной. Процветает в основном деструктивная деятельность - заводы заменяются торговыми складами продукции иностранных держав, процветает вывоз сырья, ввоз продуктов питания.

 

 Видимо, искусство, как область деятельности человека не может стоять в стороне от этих проблем. Как бы не хотелось некоторым деятелям отгородиться от них, "выгнанные в дверь, они залезут в окно". Выяснение, выработка и консолидация общественного мнения по нравственным, экономическим вопросам настоящего времени, вопросам государственного и политического строительства может быть достойной областью деятельности и для литератора и для композитора и для архитектора. Делаться это должно как специфическими методами искусства так и путем общественной и политической деятельности его работников. Не следует забывать, что труды Глинки и Вагнера, Бенуа и Дягелева , Блока и Маяковского были связаны со вполне определенными движениями общественной мысли. И их деятельность была весьма полезной. Однако, высшие достижения в области искусства, первичные, в значительной мере определяющие эти движения труды Пушкина, Лермонтова, Есенина, Булгакова, Высоцкого, Шостаковича, Прокофьева, работы высших творцов, хоть и настоянные на квинтэссенции предыдущих эпох и своего времени, были свободны от наперед заданной идеи. Они сами выявляли ее в хаосе интуитивных движений души в процессе жизни и творчества и выставляли на всеобщее обозрение и оценку человечества.

Но искусство может обращаться не только к психологическому уровню организации человеческой личности. Оно может обращаться и непосредственно к физиологическому уровню. Это направление можно назвать "физиологическим искусством" К нему можно отнести сексизм - эротику и порнографию, атлетизм - переживание спортивных эмоций. К физиологическим видам искусства, (вернее антиискусства) можно отнести и триллеризм. Его можно определить как активизацию деятельности желез внутренней секреции человека путем искусственного возбуждения массированным переживанием отрицательных эмоций: отвращения, ужаса, страха, эмоций, связанных с надругательством, насилием, садизмом, мозахизмоми пр. Со времен Аристотеля этот вид искусства принято оправдывать теорией катарсиса. Действительно, на физиологическом уровне оно оказывает определенное возбуждающее действие. Но несомненно его отрицательное воздействие на более высоких уровнях организации человеческой личности - на психологическом, интеллектуальном, культурном. Вероятно триллеризм, как и ряд демонических культов можно отнести к области антикультуры, деятельности, ведущей уничтожению человечества как биологического вида. Тем не менее интерес значительной части населения к этим наркотикоподобным развлечением очевиден. Видимо одной из "технических" задач искусства должнен быть поиск адекватной замены триллеризма какими-то позитивными приемами воздействия на физиологический уровень организации. Триллеризм не должен использоваться для этих целей по крайней мере до тех пор, пока сама жизнь не перестанет преподносить нам достаточного количества отрицательных эмоций. И тут психологи, психофизиологи могут дать определенные рекомендации. Хотя грамотный литератор или художник могут и должны и сами находить выход и меру.
В детективе смерть стала мелкой рзменной монетой, второстепенной технической деталью, вокруг которой разварачивается хоровод событий. А ведь этот хоровод представляет собой "пляски на кладбище"! Можно ли заменить обязательный "ритуальный" труп в детективе на другой стартовый элемент сюжета? "Легко" - скажет любой литератор, было бы желание и, добавим мы, - мастерство. Труднее постоянно ощущать границу между допустимым и недопустимым. В то же время совершенно недопустимо помещение человека в некоторую "стерильную" среду, где бы он не соприкасался с отрицательными явлениями в том числе и в духовной области, области чувств. В лучшем случае это ведет к потере иммунитета.

Искусство принято опеделять как "поиск гармонии". В то же время, как к деликатесному мясу искусство кулинарии предлагает хрен, горчицу и перец, современное искусство все больше вводит в ткань своих произведений элементы асимметрии, диссонанса, нарушения гармонии. Но хрен не подают к сладкому, а горчицу к соленому. Видимо в элементах дисгармонии имеются мотивы новой гармонии? И как микробиологам удалось показать, что не все бактерии вредны, дисбактериоз - тяжелая болезнь, но в чумной барак можно входить только специалисту в особом костюме, сжигаемом после использования, так и писатели, поэты, художники, критики, искусствоведы должны определить, что в искусстве допустимо, где границы между допустимым и не допустимым, что относится к области культуры, что к области контр-культуры, а что является бескультурьем или антикультурой.
В более широком плане необходимо осознать каковы возможности искусства, каковы его седообразующая, познавательная, и др. (см. выше) роли, что оно может дать специфически своего, чего не может дать наука и техника, чем оно может оказаться полезным человечеству на его путях развития в Мире и далее - на тех путях, по которым оно поведет Мир. Ибо через человека Мир познает себя или Проведение или природа реализуют свой замысел.
 

Относясь к искусству, как к одному из методов познания, мы должны обратить внимание на вопрос о достоверности выводов, основанных на его применении. Требование об определении степени достоверности выводов необходимое требование любой современной естественно-научной дисциплины и если мы рассматриваем искусство , как один из методов познания, то это требование применимо и к нему. Это несомненно широкое поле для исследований искусствоведов, психологов, философов и было бы интересно получить от них ответ по данному вопросу.

 

Положение науки и культуры в стране вызывает тревогу, сравнимую только с тревогой, вызываемой положением населения в стране в целом.

 

Но при этом надо признать, что положение последнего во многом зависит от того состояния, в котором находятся в стране наука и культура.

 

В самом начале письменной истории человечества, в древнеиндийских законах Ману можно прочесть: ". . . Царь, встав утром пусть почтит брахманов, хранителей знания, мудрых в управлении и поступает по их советам. . . . . Царь, даже погибая, пусть не взымает налогов со знатоков Веды; не должен умереть от голода знаток Веды, живущий в его стране. "

 

 В дальнейшем значение науки в жизни человеческого общества возрастало все более и более. И если пятьсот лет назад могли существовать достаточно крупные и сильные общества еще достаточно отсталые в научном отношении, то ожидать, что в настоящее время сможет существовать более или менее благополучное государство при низком уровне науки не приходится.

 

Между тем все развитие ситуации в России ведет к огромной деградации , если не к полному уничтожению как науки так и культуры в нашей стране. Но если важная роль науки в жизни страны, хотя бы на словах, признается многими, то за искусством часто видят только развлекательные функции. В приложении I роль искусства в концепции наталистического государства освещена более полно.

 

 

 

 

В заключение еще раз стоит подчеркнуть, что не военные походы и завоевания и не "великие" вожди, всегда ограниченные в своих идеях и возможностях, а рост "интеллектуальной собственности" человечества, усвоенный основной его массой, рост культуры, знания и умения их применять являются движущей силой нашего существования и прогрессивного развития.

 

 

 

 

 ПРИЛОЖЕНИЕ II

 

 

 Рассмотренный выше материал может явиться основой для партийной политической деятельности. Ниже приводится возможный вариант платформы наталистической партии.

 

 

 НАТАЛИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

(Проект платформы)

 

 Натализм (от латинского natalis cвязанный с рождением) - политико-экономическая концепция правового государства, приспособленного к естественным потребностям и возможностям человека, как биологического (био-психо-социо-интеллекто-культурного), живущего общественной жизнью существа.

 

 Под биологической природой человека понимается то, что его деятельность, возможности и потребности определяются по крайней мере шестью уровнями организации: биохимическим, физиологическим, психологическим, социальным интеллектуальным и культурным.

 

 Правовая основа государства необходима для пресечения негативных, деструктивных, преступных форм деятельности, контролирования маргинальных и радикальных течений, справедливого предоставления возможностей получения доходов и справедливого перераспределения их в соответствии с мировой практикой и возможностями текущего момента. .

 

 Наталистическая концепция государства основывается на естественно возникающем в процессе формирования человеческого организма представлении о месте рождения , как о родине матери. Эта метафорическая аналогия достаточно глубока и плодотворна. Обоснование ее дается выше.

 

 Понятие натализма может быть истолковано многообразно.

 Во первых под этим термином подразумевается наличие в психике, в сознании и мировоззрении человека положительного образа родины матери, который формируется в ранние периоды его развития.

 

Во вторых принцип натализма характеризует тип взаимоотношений между обществом , выступающем в том числе и в образе государства, и личностью. Эти отношения могут быть, до некоторой степени, уподоблены взаимоотношениям между родителями и детьми. Когда гражданин лишен по каким-либо причинам возможности справиться с трудностями общество должно помочь ему "встать на ноги". Но как и разумные родители оно не может и не должно делать это постоянно, оно не должно сковывать его инициативу в конструктивных, позитивных областях деятельности, но постепенно ослабляя опеку, выводит его в область самостоятельного творчества. В свою очередь и гражданин заботится о своем обществе и государстве, но не как о самодавлеющих величинах, а как о структурах, без которых его существование будет значительно затруднено или даже совсем невозможно. Естественно, что в данном пункте аналогия несколько поверхностна и можно говорить как о порождении личности государством путем воспитания, так и о порождении государства населением путем выбора определенного направления, пути, форм и целей развития. Если попытаться охарактеризовать натализм в более привычных политологических терминах, то его можно назвать социо-либерализмом. То есть таким направлением либерализма, в котором одной из целей деятельности отдельной личности является и благополучие всего общества.

 

 

 Можно предвидеть решительные возражения противников подобных отношений, считающих, что каждый должен помогать себе сам. Можно теоретически показать, что подобная максималистская концепция неверна. Но лучше всего это доказывает практика нашей жизни. С опорой "на собственные силы" возникло только огромное количество криминальных структур от бандитских шаек до финансовых пирамид. Практически, если не считать реорганизованных государственных предприятий, не возникло самостоятельных конкурентоспособных на мировом рынке производств. Большая часть так называемого "малого бизнеса" представляет из себя торговые предприятия активно насыщающие внутренний рынок продукцией зарубежного производства. То есть работают на удушение отечественного производителя.

 

 В третьих, наталистическая концепция государства предполагает осуществление при определенных условиях наталистических (порождающих) программ для решения специальных проблем хозяйственного развития страны. И в этом отношении натализм - это концепция порождающего государства.

 

 Наталистическая партия - это партия ответственности правительствующих структур перед населением страны. (А)

 

 Наталистическая партия - это партия рационального ведения народного хозяйства страны. (Б)

 

 Наталистическая партия - это партия защиты населения страны от кризисных условий существования. (В)

 

 Наталистическая партия - это партия зашиты науки, культуры, прогресса в России. (Г)

 

 Это партия консолидированного общества, стремящегося к изживанию расслоения по религиозным, рассовым, национальным признакам, стремящаяся к снижению имущественного расслоения до уровня достаточного для сохранения законопослушной конкурентной среды, партия, стремящаяся к построению общества, свободного для проявления позитивных творческих сил каждого человека, в любой области деятельности: в предпринемательстве или в труде по найму, в промышленности, торговле, в сельском хозяйстве, в науке, культуре, искусстве; общества, эффективно защищающего своих членов от сил преступного характера в том числе и от преступлений власти.

 

 Ближайшими целями партии являются:

 1. Создание "порождающего" государственного устройства, то есть такой системы которая автоматически отслеживала бы недостатки складывающейся ситуации и принимала меры к возникновению структур их устраняющих. Если подобные структуры не "самозарождаются", то оно должно само инициировать их зарождение или выполнять их функции.

 2. Создание социальных программ исключающих сверхнапряжение сил тех слоев населения, которые в результате неразумно проводимых реформ оказались в сложном материальном положении. Программы должны базироваться на законах о соотнесении оплаты труда с минимальным прожиточным минимумом, законе о неотчуждаемости занимаемого жилого помещения, законе об обеспечении транспортных расходов населения, законе об обеспечении медицинских расходов населения.
 3. Обеспечение как этих программ, так и вообще существование государства должно быть основано на саморазвивающемся, саморегулирующемся народном хозяйстве которое, однако, сначала должно быть создано, запущено в работу и отрегулировано. Рынок при этом является не целью, а средством достижения экономических целей и рассматривается как сложная система обратных связей, требующая не столько регулирования, сколько настройки. При этом учитывается, что он обнимает только часть необходимых для деятельности государства структур. Жизнедеятельность не вовлеченных в сферу рынка структур народного хозяйства должна обеспечиваться либо не рыночными (в любом случае это касается армии, либо квазирыночными методами, когда не рыночной продукции приписывается определенная стоимость и создается рынок этих продуктов условной стоимости.

 4. Населению должны быть возвращены средства, изъятые у него в процессе приватизационной аферы и последующих реформ - транспортной, коммунальной и т. д. Владельцы приватизированной собственности должны озаботиться отдачей долгов. Необходимо выяснить, куда уходят средства, которые должны были выплачиваться в качестве процентов по ваучерам.

 

 

 

 

 Дополнения к пунктам А - Г.

 

А. Одной из основных причин бедственного положения страны в настоящее время является полная безответственность властвующих структур. Ни правительство, ни парламент, ни президент, ни законодательно, ни, чувствуется, морально никак и ни перед кем не отвечают за результаты своей деятельности в должностях, так называемых "слуг народа". Привела их законотворческая или исполнительская деятельность к положительным результатам хорошо, нет им ни жарко, ни холодно.

 

Вряд ли в этом вопросе могут помочь какие-либо карательные меры. Более результативным будет перевод высших чиновников (членов парламента, президента, министров) с твердого оклада на "оплату по результатам труда".

 

Могло бы это выглядеть так: на протяжении срока своей деятельности они могли бы брать ежемесячные авансы не превышающие определенных сумм. По окончании этого срока они могли бы получить действительно крупные, или даже очень крупные деньги, если специальным органом будет признано, что в результате проделанной работы экономическое и политическое положение страны и народа значительно улучшилось. В случае ухудшения положения аванс пришлось бы вернуть.

 

Подобный принцип оплаты высшх государственных чинов значительно уменьшил бы количество претендентов на эти должности из числа неспособных к плодотворной работе искателей материальных выгод. В то же время он избавил бы действительно ценных работников от необходимости искать побочные криминального характера источники дохода.

 

Указанным органом, который должен был бы оценивать работу правительства, перед которым, хотя бы в материальном плане были бы ответственны и президент, и правтельство, и парламент, мог бы быть Народный Суд Присяжных по Делам Правительства, Парламента и Президента. Его могли бы составить несколько сот или тысяч человек, выбираемых порегионно случайным образом из населения страны.

 

Введение подобной системы наталкивается на ряд трудностей, связанных с понятием коллективной ответственности. Они должны быть законодательно преодолены.

 

Б. Рациональное ведение хозяйства невозможно при незаинтересованности чиновников всех уровней в материальных успехах населения и общества в целом. Их действия по приватизации, по обанкрочиванию предприятий по эффективности сопоставимы с иностранным нашествием. Можно не сомневаться, что "творцы реформ" нашли бы иные способы достижения необходимых результатов, если бы их заработок напрямую зависел от результатов их труда.

 

Возможно, это препятствие может быть преодолено увязыванием оклада государственных служащих с уровнем налогов, собираемых с подведомственной им территории и уровнем ее культурного и научного потенциала.

 

В. Мы живем в меняющемся, развивающемся мире, и разного рода затруднения: стихийные бедствия и общественные кризисы наводнения, землетрясения, эпидемии, финансовые катаклизмы и войны, опасности новые и старые постоянно будут присутствовать в нашей жизни. Развитая наука, техника и культура могут эти трудности значительно уменьшить. Но не меньшее значение имеет и развитая общественная мораль. Можно даже считать, что большая часть переживаемых страной бед связана с аморальностью положенных в основу реформ принципов. И это ощущают на себе не только, а, может быть, даже и не столько те слои населения, которые оказались материально разорены. Незавидна и судьба тех, кто приобрел значительные капиталы. Многим из них угрожает или пуля наемного убийцы, или судебное преследование, или своевременная эмиграция.

 

Большинство этих трудностей можно было бы избежать, если бы был выбран бесшоковый путь перехода к рыночной экономике, подготовленный предварительными теоретическими и практическими исследованиями. Ориентированность на моральность и научно-ПРАКТИЧЕСКУЮ (практическую следует особо подчеркнуть) разработанность процесса общественного развития может облегчить выход из сегодняшнего кризиса.

В связи с этим не безинтересно дать биополитологическое определение такой этической категории как совесть. Кратко ее можно определить как внутренний механизм сравнения произведенных, или могущих быть произведенными отдельным индивидом действий с эволюционно выработанным и заложенным в его подсознание алгоритмом поведения, направленным на выживание той общины, к которой данный индивид считает себя принадлежащим.

Как и всякое свойство сложного биологического объекта свойство "совестливости" у разных людей выражено не одинаково. Есть люди совершенно бессовестные, есть с чрезвычайно обостренной совестью. Большинство обладает какими то промежуточными показателями этого свойства человеческой психики, удовлетворяющими возможность существования общества.

 

 Как и всякое психологическое качество, данное свойство личности может изменяться в зависимости как от условий существования, так и от управляющих усилий сознания человека. В то же время средняя норма это, видимо, тот показатель, который обеспечивал существование человека на протяжении веков и тысячелетий и он вряд ли может быть радикально изменен. Но, как уже говорилось, он может модулироваться сознанием.

 

 Видимо задача разумного правительства должна состоять в том, чтобы проводимая им политика не вынуждала граждан к действиям, приводящим к значительному возмущению их этических чувств. А нарушения, которых невозможно избежать находились в пределах компенсационных возможностей сознания.

 

 С другой стороны деятельность лиц, лишенных совести то есть лишенных элементов внутреннего контроля, направленного на сохранение всей инфраструктуры человечества, должна находиться под контролем соответствующего законодательства.

 

 

 
Обновление: 04.01.2005
Используются технологии uCoz