Общественное движение в защиту Науки, Искусства, Культуры, Образования и прогрессА в России 

 

"НИКА"

...мы должны понимать, что человек получил от природы в качестве преадаптации совершенный аппарат познания - человеческий мозг. Мозг этот является  орудием развития Мира, и человек ответственен за направление этого развития.

Home Власть в стране Страница 2 Страница 3 Страница 4 Страница 5 Страница 6 Страница 7 Страница 8 Страница 9 Страница 10 Страница 11 Страница 12 Карта сайта

 

pages\new_page_1.htm | pages\new_page_2.htm

Почему на сайте общественного движения, где казалось бы основное внимание должно быть уделено вопросам экономики, политики, политической ругани, наконец, мы хотим выделить место для произведений литературы, изобразительного искусства, театра и т. д. Происходит это, видимо от того, что мы не склонны рассматривать реального человека, существующего у нас в стране как Homo oeconomicus A. Smith или H. politicus M. Weber. На планете Земля обитает Homo sapiens L. - человек разумный и жизненные интересы его далеко не ограничиваются вопросами экономики и геополитики. Конечно, и то и другое являются важными направлениями человеческой деятельности, обеспечивающими его существование на физиологическом и материальном уровне, но этими уровнями организации существование человека, его интересы не ограничиваются. Богом и природой то есть Высшими силами или структурой Мира он явно предназначен для большего. Ведь кроме чувства голода или холода, заставляющих его искать пропитание и укрываться от непогоды ему даны чувство прекрасного и ощущение гармонии, аппараты воспроизведения и восприятия тия созвучий голоса и мысли. И, видимо процесс эволюции касается и этих аппаратов, и человек должен их использовать и совершенствоваться в их употреблении.

Уже давно были высказаны мысли, что искусство наравне с наукой является инструментом познания. Что оно представляет собой " непосредственное лицезрение истины или мышление в образах", что " красота спасет мир" и т. д. Конечно, художник не изобретет например, трамвая но он изобретет такую его форму, создаст такой интерьер, что человеку в этом трамвае будет приятно и комфортно передвигаться. Композитор не рассчитает конструкцию самолета, но он создаст такую музыку, под которую летчику будет легче и отдыхать и работать. Таким образом искусство, если говорить о нем как об инструменте познания, есть прежде всего инструмент познания человеческих чувств. В основном чувств высших, относящихся к области не физиологии (чувство голода удовлетворяется искусством кулинарии), . но психологии (чувство соразмерности объемов строений удовлетворяется искусством архитектуры). В целом же искусство можно определить, в основном, как инструмент познания и обслуживания человеческих чувств. А среди них есть и чувство прекрасного, и чувство справедливости, и чувство человеческого достоинства, и пресловутое "чувство глубокого удовлетворения". И в области чувств, восприятий и воздействия на них искусство может выступать наравне с психологией, психофизиологией и другими отраслями исследовательской и конструктивной человеческой деятельности. Но кроме того оно, видимо, может выступать и как средство исследования Мира в отношении его к человеку и в отношении исследования человека в его отношении к Миру.

 

Обращаясь к теме искусства, видимо нельзя не коснуться области культуры. Известный французский этнограф и философ К. Леви-Стросс отмечал, что культура начинается там, где в поведении (человека) возникают запреты. Анализ показывает, что термин "культура" можно определить как систему правил, запретов и идентификационного поведения, направленных на обеспечения существования и (комфорта) определенной общности живых существ . Если мы хотим ввести в это понятие и элементы материальной культуры, то должны дополнить его. В этом случае оно будет выглядетьследующим образом: Культура есть система правил поведения, запретов, система идентификационного поведения и совокупность материальных объектов (артефактов), продуцируемых носителями этой культуры, разработанных и создаваемых для обеспечения существования (и комфорта) определенными общностями живых существ . Таким образом область культуры это область необходимых, и в пограничных полях - допустимых действий. Однако, поскольку мир находится в развитии, области необходимого и допустимого все время меняются. За расширение границ культуры (история показывает, что они со временем именно расширяются) борется контр-культура. (В качестве контр-культурных явлений выступала, например светская живопись по отношению к церковной, импрессионизм - по отношению к классицизму, литература фэнтези, по отношению к предшествующим стилям, автотранспорт, по отношению к конной тяге и т. д. Но на данном поле биологического типа движения материи присутствуют еще два действующих лица - это а-культура (или бескультурье) и антикультура. Бескультурье - нарушает комфортные условия существования. Действия антикультуры осмысленно или неосмысленно уничтожают условия существования, ведут к гибели вида.
Кроме того, в свете биоэпистемологической концепции биополитологического подхода мы можем предполагать, что мозг человека, обладает некоторым запасом "интуитивных " знаний, вербализацией котрых, т. е. переносом из плохо осознаваемых подсознательных областей в область сознания, видимо также может заниматься искусство.
В связи с этим можно отметить следующие роли, которые может играть искусство в человеческой жизни:

1. развлечение,

2. отдых и отвлечение, (разгрузка, перенос активности работы мозга на другие его отделы),

3 . терапевтическая (психотерапевтическая) роль,

4. средообразующая роль,

5. воспитательно- образовательная роль,

6. мировоззренческая (формирование собственного и общественного мировоззрения),

7. агитационно-пропагандистская,

8. исследовательская и познавательная,

9. развивающая (в основном способности правого полушария. головного мозга) и дающая выход творческой энергии,

10. индикационную - показывающую состояние общества на данный момент.

 

Но искусство может обращаться не только к психологическому уровню организации человеческой личности. Оно может обращаться и непосредственно к физиологическому уровню. Это направление можно назвать "физиологическим искусством" К нему можно отнести сексизм - эротику и порнографию, атлетизм - переживание спортивных эмоций. К физиологическим видам искусства, (вернее антиискусства) можно отнести и триллеризм. Его можно определить как активизацию деятельности желез внутренней секреции человека путем искусственного возбуждения массированным переживанием отрицательных эмоций: отвращения, ужаса, страха, эмоций, связанных с надругательством, насилием, садизмом, мозахизмоми пр. Со времен Аристотеля этот вид искусства принято оправдывать теорией катарсиса. Действительно, на физиологическом уровне оно оказывает определенное возбуждающее действие. Но несомненно его отрицательное воздействие на более высоких уровнях организации человеческой личности - на психологическом, интеллектуальном, культурном. Вероятно триллеризм, как и ряд демонических культов можно отнести к области антикультуры, деятельности, ведущей уничтожению человечества как биологического вида. Тем не менее интерес значительной части людей к этим наркотикоподобным развлечением очевиден. Видимо одной из "технических" задач искусства должнен быть поиск адекватной замены триллеризма какими-то позитивными приемами воздействия на физиологический уровень организации. Ведь не использует же современное человечество для удовлетворения страсти к развлечению бои гладиаторов или публичные казни. Не должен использоваться для этих целей и триллеризм. И тут психологи, психофизиологи могут дать определенные рекомендации. Хотя грамотный литератор или художник могут и должны и сами находить выход и меру.

В детективе смерть стала мелкой рзменной монетой, второстепенной технической деталью, вокруг которой разварачивается хоровод событий. А ведь этот хоровод представляет собой "пляски на кладбище"! Можно ли заменить обязательный "ритуальный" труп в детективе на другой стартовый элемент сюжета? "Легко" - скажет любой литератор, было бы желание и, добавим мы, - мастерство. Труднее постоянно ощущать границу между допустимым и недопустимым. Ведь совершенно недопустимо помещение человека в некоторую "стерильную" среду, где бы он не соприкасался с отрицательными явлениями в том числе и в духовной области, области чувств. В лучшем случае это ведет к потере иммунитета. Искусство принято опеделять как "поиск гармонии". В то же время, как к деликатесному мясу искусство кулинарии предлагает хрен, горчицу и перец, современное искусство все больше вводит в ткань своих произведений элементы асимметрии, диссонанса, нарушение гармонии. Но хрен не подают к сладкому, а горчицу к соленому. Видимо в элементах дисгармонии имеются мотивы новой гармонии? И как микробиологам удалось показать, что не все бактерии вредны, а дисбактериоз - тяжелая болезнь, но в чумной барак можно входить только специалисту в особом костюме, сжигаемом после использования, так и писатели, поэты, художники, критики, искусствоведы должны определить, что в искусстве допустимо, где границы между допустимым и не допустимым, что относится к области культуры, что к области контр-культуры, а что является бескультурьем или антикультурой.

В более широком плане необходимо осознать каковы возможности искусства, каковы его средообразующая, познавательная, и др. (см. выше) роли, что оно может дать специфически своего, чего не может дать наука и техника. , чем оно может оказаться полезным человечеству на его путях развития в Мире и далее - на тех путях, по которым оно поведет Мир. Ибо через человека Мир познает себя или Проведение или природа реализуют свой замысел.

Мы приглашаем посетителей сайта принять участие в решении поставленных здесь вопросов в качестве как авторов, так и критиков или просто любопытствующих прохожих.
 

Обновление: 04.01.2005
Используются технологии uCoz